30 августа 2019 г. Пятница.
Ночь холодная. Костёр не спасал. Леденяще-пронзительный северо-восток принёс жёсткое дыхание осени. Пришлось вспомнить о тёплых куртках.
Коты полюбили забираться толпой на крыши и устраивать охоту друг на друга и на зазевавшихся птиц. Утреннее пробуждение проходит под кошачий топот. Розовые акации по-прежнему в цвету.
Рано утром как-то сиротливо пролетели на восток три лебедя. Куда делись остальные, вопрос сложный. Охота ещё не началась, а животинки разбегаются, а птицы разлетаются.
На Опуке грандиозные учения и стрельбы. Самолёты делают боевые развороты над лагерем. Грохот и сотрясения доходит до нас, за 60 км.
Несколько дней назад, когда ещё были кадеты, изгоняли из раскопа здоровенную змею. Больше метра длиной. Бросалась на лопату. Злая. Умудрилась в процессе выдворения пару раз укусить себя за хвост. Выбросили ха пределы с помощью длинной совковой лопаты. Но острые эмоции остались. Привыкли к полозам, а тут гадюка! Редкость.
За этот год в ходе жёсткой эксплуатации вышли из строя сразу два новых генератора. Они перестали нормально заводиться, не дают заряд на пусковый аккумулятор. Генераторы одной фирмы и поломка совершенно одинакова. Оставшийся третьим генератор сильно изношен и полную нагрузку не выдаёт. Неожиданно случилось, что на следующий год дешевле будет купить пару генераторов, чем чинить два вышедших из строя.
Внезапно С.П. решил печь блины. И это у него получилось вполне успешно, как и наколка камня, выборка античных ям и зачистка горизонтов. Народ артезианский одобрил. Съедено было всё быстро. Автору блинов ничего не досталось.
По четвёртому разу за сезон пришлось выкашивать территорию лагеря. Опять всё заросло. Стало трудно ходить, да и эстетизма никакого. Опять же козе нужна свежая трава. Делаем два полезных дела сразу. На косе солирует егерь А.
Прекрасно себя проявила волонтёр Наталья из Екатеринбурга, прирождённый зачисточник, что редкость даже среди опытных полевиков. Приглашение на следующий год получила от бригадирства и руководства.
Заканчиваем ямы, камералим, чертим и рисуем, будем постепенно сворачивать лагерь.
Около десяти приехала экскурсия пытливых православных любителей истории: семьи с детьми, душ около 50-ти. Сразу возникли трудности. Ветер засыпал культурным слоем глаза. Скрипел на зубах. Мешал ориентироваться в пространстве. Артезианцы показали, всё, что могли, от городища до некрополя, от ходящего с вёдрами дяди Коли, до О.Б., машущей киркой. Наградили желающих тем, чем могли. Отработанная куча черепков уменьшилась в объёме наполовину. Теперь у многих дома будет частичка Артезиана. С.П. на некрополе встретил пионерскую гвардию, как положено ветеранам: на борту раскопа в крепко спящем виде под тенью тачки, правда, головой на север, а не на северо-восток, как обычно у антично-покойных. Был представлен руководством, как хорошо сохранившийся древнегреческий воин. Удостоился массы фотографий. Проснулся не сразу от жужжания затворов и детского возбуждённого гомона: «Грек, древний, отличный муляж! Нет, мумия! Шапка-то оранжевая, как настоящая». Думается, популярность и тиражируемость С.П., как и артезианского некрополя, в детских сетевых ресурсах возрастёт невероятно.