24 июля 2019 г. Среда.
Ночь совершенно без ветра. Очень тёплая и тихая. Яркими звёздами украшено тёмное небо в лёгкой вуали белёсой дымки. Над горизонтом нависал ятаган тёмно-жёлтой луны. Костёр дымил, произвольно разбрасывая тёмные клубы, прижатые близкой непогодой к земле. Давление было низким.
В лагере спокойно. Сказывалась близость к некрополю. Даже пробегавший по своим делам ёжик оглушал своим топотом. Только где-то в отдалении раздавался время от времени сдавленный смех, в студенческих палатках веселье не кончалось после отбоя.
Ближе к утру к Артезиану пришла пелена серых облаков. Бывалым понятно, что одной работой в облачной тени дело не обойдётся. Ветер пришёл только к середине дня. Возможно, под его воздействием, дежурный А. вывалил на землю перед заходом на некрополь пластиковый бокс с едой, подготовленной для второго завтрака. Бутерброды с маслом, повидлом, сдобренные культурным слоем, съедены некропольской бригадой с большим аппетитом.
Продолжаем гнать зачистку на городище, опасаясь дождей и ливней. Получается неплохо. В процессе выявляются новые вымостки 6 и 7, больше похожие на забутовки, раскапываются полуподвал 8 первой половины первого века нашей эры, отдельные ямы и заполнение оборонительного рва поздней цитадели, где обнаружились не только новые ритуальные объекты, но и сохранившаяся на отдельном участке каменная облицовка. В забитой костями зольной траншеи во рву расчищено несколько фрагментированных черепных коробок животных (лошадей, собак, овец). Зачистка идёт трудно, но вполне неплохо. Лишь бы не было дождя.
Аспирант Д., с опытом работ на городище, прекрасно справляется с вымосткой-забутовкой у западного борта, выложенной в котловане для пифосов после 63 г. до н. э. До этого с её зачисткой забавлялись почти неделю разрозненные группы первокурсников и волонтёров. Практические результаты были ничтожны. Студент П., переработав на подобной сложной вымостке первого века до н. э., утром запросил перерыв на отдых. Психологический криз в лёгкой форме был преодолён быстро. Его коллега В. пока держится молодцом. Вполне бодр и весел. У него на некрополе всё хорошо. В полностью разграбленной гробнице бригадирша балетного происхождения В. уверенно сумела зачистить сохранившиеся частично in situ кости двух взрослых людей, лежавших на спине головами на северо-восток, лицом, наверное, на юго-запад. От сопровождающего инвентаря остались лишь мелкие обломки окислов металлов. Но ближе к ночи открыты 17 астрагалов, прекрасный краснолаковый светильник, изящную плоскодонную краснолаковую тарелочку первого века нашей эры, несколько разрозненных бусин. Студенты торжествуют. Не зря копали. Отметились, помимо балетной дамы, практиканты Алексей, Екатерина, Иван и многие другие, практически, все. Жаль, пермские кадеты уже уехали. Доля их трудов на некрополе внушительна.
Какое-то дарование умудрилось забыть (=бросить) на городище тачку с полным набором прекрасного шанцевого инструмента в сопровождении нескольких вёдер и зачисточного оборудования. Попытки найти хозяина не получились. Виновник торжества по понятным причинам не объявился.
К.и.н. А.А. С. в промежутках между работой на некрополе и городище, битвах с пионером М., полётах в Сколково и обратно, составляет новый мегагрант, в котором планируется задействовать множество учебных, музейных и научных структур. Посмотрим, как артезианские покойные помогут выстроить траектории нового проекта, где экспедиция будет также задействована. В «чайном домике» идут бурные дискуссии, похоже, грант уже удался.
Постепенно прибывают августовские волонтёры. Одного из них студента Г. из Питера родные потеряли. Связь плохая. Но быстро нашли по телефонам руководства. Вы не забыли своих родителей?