27 июля 2021. Вторник
День хороший с утра. Руководящие кадры некому не надоедали привычными шутками, что «работа горбатит и пора на раскоп!» Часть фраз, впрочем, заимствована у лучших людей Чистополья.
Не очень жарко и не сильно ветрено. Зачистку сделать удалось. На высоте была бригада Глеба, не отступала и бригада Никиты. Выполнили намеченные планы. Бригадир Антон неминуемой судьбой по имени ВВ назначен дежурным и выпал из археологического соревнования на лучшие борта, бровки и горизонты.
После фиксации разобрали погребение маленького горбуна, очень странного и необычного. Впопыхах не взяли анализы на древние паразиты. Впрочем, выводы сделаны. Больше спешить не будем. Раскоп I, который в этом году мы почти полностью завершим, много приносил подобных сюрпризов. Осмыслять погребение горбуна, без таза и ног, черепа и одной руки теперь будут антропологи.
Сняли и с большим трудом притащили на раскоп здоровенную плиту с отверстием по центру, предполагаем древний алтарь для возлияний. Но есть и более утилитарная версия, согласно которой это обычный пяточный камень для основания ворот. Нечто подобное находили и раньше, но в более выразительном ритуальном контексте. На юго-восточной прирезке строительные остатки поздней цитадели вполне близки. Ещё один ярус и мы со слоя запустения выйдем на слой их разрушения. Тогда находки пойдут большим валом, чем теперь. Хотя керамичка уже задыхается от обилия керамики, костей животных и других массовых находок.
Начали по четвёртому разу выкашивать раскопы. Трава снова начала заполнять раскоп. Мотокоса егеря Алекса не останавливается ни на минуту.
Приезжают новые волонтёры. Сегодня встретили и нового повара Марину Евгеньевну, попавшую в ААЭ по протекции Наталья Владимировны Демешко. Теперь балашихинской гвардии среди трудового населения экспедиции станет больше!
Ночами лагерь наполняют ежи, топот которых пугает особо впечатлительных барышень и неискушенных степными звуками волонтёров крепкой мужской наружности. Яблоки наливаются соком и обременяют ветки тяжестью. Абрикосы всё лишнее уже сбросили. К радости муравьёв, ежей и мух.
В лагере непривычная тишина. Все практиканты дома. Только самые стойкие архотрядовцы продолжают быть здесь. Вчера был небольшой гитарный концерт в бунгало. Весьма мелодичный. До отбоя. Всем понравилось.
Второй день артезианский рабочий люд развлекается сбором и приготовлением мидий, тонны которых последний шторм третьего дня выбросил на берега вместе с прочей морской живностью. Берём только целые ракушки и подражаем вечерами древним обитателям Артезиана. Вкушаем морские подарки преизобильно и совококупно, общинно и радостно. Таинство приготовления исходит из Медвежьего угла, куда посторонним вход заказан. Однако, таковых в ААЭ нет. Но… Завтра последним залётным иноплонетянином станет меньше. Огорчаться не будем. На Марсе таких много.
Недавно одна корова решила исследовать глубину артезианских шурфов. К счастью, начала с малого. Вызволять пришлось в ночи целым чистопольским пастушьим спецназом. Много раз говорилось, что пока работы идут и рекультивации нет, животных нужно пасти на других территориях, но сила привычки побеждает. Корова не пострадала. Бог даст, более подобного не будет.