3 июля 2021 суббота.
Археологические новости планеты Артезиан.
Суматошное начало дня, связанное с началом разбивки новых к раскопу III площадей. Извели все нитки, верёвки и шнуры. Весь раскоп в паутине ниток. Фактически получается, что в работе у нас будут на городище не менее трёх-четырёх участков, один небольшой (пока) участок на юго-западной некрополе, больше охранно-спасательный, чем научный. Это много даже для нашей многочисленной команды. Большое количество новичков создаёт свои известные трудности. Но на следующей неделе они будут преодолены. Последний рабочий день ударной недели, обессилившей народ Артезиана, серьёзно истощённый на восстановлении размытой дамбы. Игры в каменные кубики, бортовые зачистки, дежурства не прошли даром для молодых организмов… Всё непривычно, всё ново. Да ещё и начало тяжёлой учебной работы, связанной с практическим освоением отдельных археологических навыков, да и опыты управления многочисленным шанцевым инструментом. Но, слава Богу, справляемся мало-помалу. Чертёжная фиксация и фотографирование успевают за раскопщиками.
Большая радость для всего коллектива ААЭ: многострадальный шурф 2, переживший глобальное расширение, закончен. Здоровенная салтовская яма, в нём обнаруженная, полностью докопана. Правда, нет понимания, как достать рухнувшую в древности на дно ямы массивную известковую крышку. Глубина ямы около трёх метров. Но придумаем и это. Осталась рекультивация. Три шурфа её ждут. Сделаем это в понедельник. Ждать почвоведов не будем, так как к тому времени все борта оплывут и обвалятся, что недопустимо для мест, в которых обнаружен культурный слой.
Планы на воскресенье обычные. Наша публика предпочитает отдых в орехах (ленивый гедонизм под журчание комаров и артезианских вод), Керчь (бегство по харчевням и музеям), море (много синей воды и жёлто-белого песка). Особенно крутые бригадиры, студенты старших курсов, на собственных автомашинах, набирают друзей и отправляются покорять крымские просторы по расширенным программам. Отдельные родители, отдыхающие неподалёку, навещают практикующих студенческих чад. Нареканий пока экспедиционный быт не вызвал, благодаря стараниям организаторов и работников экспедиции.
Пришлось огородить размытую дорогу, так как там уже несколько машин туристов промяло днища и теряла колпаки с бамперами. Приходится периодически выдворять нагловатую публику прямо из раскопов. Без спроса и разрешения въезжают в запретную зону и начинают первобытные скачки по античным кладкам. Хорошо, что ещё никто не пострадал из заезжих господ, борта у нас больно высоковатые, да и ямы глубоковатые. Неужели нет элементарной вежливости, заехать в лагерь, спросить разрешение и даже получить настоящего знающего экскурсовода!?