28 августа 2019 г. Среда.
Ночь была холодной. Влажно. До 75 процентов. Роса отсутствовала. Грозное напоминание о возможных близких дождях.
День отъезда кадетской группы. Финальной организованной группы в этом году. Посвящение в археологи было спокойным и тихим. Не как обычно. Футболки кончились на архитекторах, но значки, магниты, сертификаты участника античных археологических раскопок и наградные детали были. Они увезены в Пермь, где останутся потомкам артезианцев на память о попытках познания себя и преодоления уставшего собственного «Я».
Борьба с древнегреческими ямами продолжает могучая кучка рабочих, ветеранов да волонтёров. Бедный дядя Коля и до ужаса бодрый Стас Петрович оказались с огромными ямами без подъёмной силы, что может привести к тотальному износу подорванных жизнью организмов. Будем стараться их беречь. Начнём для начала засыпать уже раскопанные и зафиксированные ямы.
Из ямы сегодня извлекли невероятно тяжёлые обломки карнизов из серо-белого плотного мшанкового известняка. Ордерные детали сохранили линейную разметку античных каменотёсов. В том, что это (поздне?)эллинистические детали сомнений нет. Они принадлежали какому-то невероятно богато украшенному зданию, общественнному или храмовому, построенному и разрушенному до ранней цитадели, то есть до середины первого века до н. э. В качестве крыши использовалась каменная (известняковая) черепица. Скорее всего, сооружение погибло в 63 г. до н. э. Их обломки фиксировались в вымостке 5 и в ямах, которые были окончательно засыпаны в момент её выкладки. Не каждый памятник на Европейском Боспоре известен таким обилием ордерных деталей, как наш Артезиан. Можно только радоваться такому счастливому обстоятельству.
Некрополь 2019 полностью завершён. Раскоп закончен. Работы на нём свёрнуты. С чем и поздравляем всех причастных.
Местные трассы заняты снующими туда-сюда машинами отдыхающих и огромными карьерными самосвалами разных иностранных марок. Строительство железнодорожных подходов к мосту и альтернативных объездных путей идёт полным ходом. Пыль стоит до неба от добываемого и перевозимого суглинка и песка, до боли известных нам «материковых» грунтов. Вдоль дорог зелень степи побурела. Радость от преобразования природного и искусственного пространств двоякая. Очень жалко посадок. Ветру остановиться негде. Что на погоду и природу будет влиять сильнейшим образом. Значит, достанется животным, людям и археологическим объектам.