23 августа 2019 г. Пятница.
Напряженный рабочий день при жаре и солнце. Плотно сидим на ямах. Ямы друг на друге. Прорезают, перекрывают, смыкаются. В некоторых местах сплошной ямный пояс. Такое ощущение, что на рубеже эр обитатели городища только и делали, что копали ямы. По крайне мере, мы за ними расчищаем их помойки. Если не мы, то кто же освободит планету от мусора возрастом в пару тысяч лет!?
Попав по ошибке в соседнюю, строили каменные перегородки, чтобы содержимое ям не смешивалось. После работы выгнали загулявший в ходе дорожных работ огромный скрепер, который выбирал какую из дорог ему лучше пробить через городище или некрополь. Обошлось без полиции и мордобоя. Отправили супостата в нужном направлении с миром.
С.И. при помощи наших керченских друзей из спортивного мира начал работы по сворачиванию избыточного имущества. Готовим лагерь к сентябрьским будням: медленному, но верному избавлению артезианского урочища от всего искусственного, не природного.
Периодически за курганом спецы по разминированию устраивают огромные дымные столбы и взрывные волны, прокатывающиеся через лагерь. Эхо войны заставляет немного понять, что происходило в крымских степях в 1941–1944 гг.
О. Леонид выкупывает в ходе рейдов на море добрую половину лагеря, так как голубая антилопа полностью занята на операции сворачивания.
С.Ф. внезапно стал фанатом купаний. Уходит столь изящным способом от чертёжных работ. Архитекторы и художники в воскресенье нас покидают. Два дня остаётся на завершение фиксирующих работ на городище и некрополе. Практически уже всё самое трудоёмкое готово. Отдельные архитектрисы, устав от карандаша и ластика, хватаются за шанцевый инструмент. Грабли стали самым гламурным утешением раскопа.
По утрам кадеты считают, кто перекинул лишних пару сотен вёдер с отработанным грунтом или мрачно молчат, отвернувшись от раскопочного направления. Сразу понятно, как прошла ночь.
Сеятели грунта добивают последние тонны могильного грунта. Осталось немного, но всё кажется бесконечным, кроме, быстро уходящего последнего месяца лета. Грустно, что впереди уже осень, радостно, что за ней короткая зима и весна, а там – открытие нового полевого сезона!