14 августа 2019 г. Среда.
Начало Успенского поста. Тёплая ночь и утро. Ветер с северо-востока. Не холодный, но свежий. Птички переговариваются. Ласточки громче всех. Собачки после ночной вахты спят. Артезианцы спят, но не подают вида. Ходят, работают, возят тачки, даже беседуют, естественно, только о высоком: о еде, сне, времени (сколько осталось вымахиваться лопатами и прочим шанцевым инструментом).
Работы навалилось много. Особенно у бригады дяди Коли, которая рвётся к фасаду северо-западной башни ранней цитадели. Строительные остатки полуподвала 5, которые преграждали путь давно не мешают, но внезапно оказалось, что участок настолько изъявлен огромными ямами с каменной забутовкой из огромных плит, что темпы резко упали. Всем пришлось навалиться на ямы. Дело оказалось не быстрым. Среди ям неожиданно проявился колодец 17, по стратиграфическим данным претендующий на самый ранний. Только вчера было объявлено на конференции, что колодцев, синхронных ранней цитадели открыто не было, как вот, он появился. Забит гончарной серой глиной на радость тем, кто любит работать с глиной. Опять уедет в Заповедник на анализ. Скоро соберём банк данных по местных глинам.
В котловане из-под пифосов найдено донце краснолаковой тарелки с замечательно чётким граффити ХАРА, прочерченным твёрдой рукой древнего грека с врождённым чувством прекрасного … Маленький, но хороший подарок ко дню археолога из конца первого века до н. э.
На некрополе скоро приступим к сносу бровок. Осталось ещё несколько могил для доследования. Участок будет полностью раскопан, что не может не радовать. Сюрпризов не ждём.
Неожиданно во рву проявилась вымостка, очередной жилой горизонт, по которому в конце первого века нашей эры было легко лавировать между вкопанными в зольном грунте пифосами.
Архитекторы из МАРХИ усердно чертят всё найденное. Серж Ф. уверенно выступает настоящим распорядителем работ, последних очень много. Особенно на городище, где открытых строительных остатков хватает на всех.