9 августа 2019 года. Пятница.
Ближе к ночи сумасшедший народ, жаждущий моря, форсирует затопленные грязью балки и засаживает машины по двери. Просит помощи. Но трактора у нас нет. По этой причине приходится отказывать, отправляя в деревню.
Утро росистое, прохладное. Около 15 градусов. Днём отличная погода. Около 30 градусов. Без ветра. Сегодня последний день работы усиленной дамской бригады В. ознаменовался мелкой травмой. В. сбил на ноге большой палец. Теперь будет страдать, хромая. Жать на автомобильную гашетку будет сложнее. Ситуация осложнилась ещё более, так как сигнализация машины В. дала сбой и заблокировала двери с ключами внутри. Паспорт балерины В. оказался недоступным. Он оказался вместе с вещами в багажнике авто. Е. и Ксю остались без колёс доставки в Анапу на самолёт. Пришлось взять нового личного шофёра ветерана ААЭ Е., только вернувшегося из Кыз-Аула, и отправится в Керчь, в полицию, писать заявление об утрате паспорта. Иначе попасть всей троице на самолёт было бы проблематичным.
В этот раз короткое пребывание бригады В. было ярким. Особенно, запомнились балетные па в гробницах и некропольские комментарии приятной во всех отношениях Ксю. Теперь вот и сама по себе закрывшаяся машина, никак не отпускающая женскую бригаду В. эмигрировать из экспедиции, посещение керченского отделения полиции и прочие приключения, среди них, к примеру, вчерашняя эпическая битва с мощным Сержем Ф. за первенство в пионерских домиках.
Кстати, одна из могил, могила 249, много претерпевшая из-за ураганов, была успешно дочищена героическим усилием пытающейся уехать балетной дамы В. С.Ф. могилу отрисовал, распевая задорные песни вместе с волонтёрами. Особенно голосист был Пётр, готовый армейский запевала.
На будущий год пара-тройка хороших зачисточников гробниц у нас будет. Кадеты неплохо овладевают премудростями «вертикалки и горизонталки». Работают отменно, старательно. Но уже подорвали силёнки ночными кострами, морями и камнями. Некоторые не выдерживают нагрузки и при всяком удобном случае снопами валятся под прицепы, в крепких снах дорабатывая раскопочное время. Думая, что дело в мясе, заказали шал
На некрополе предстоит скорый снос бровок после чертёжной фиксации. Последней руководит С.Ф., три часа после завтрака собиравший силы на столь ответственную работу. Выборка гробниц продлится не более двух недель. Целых больше не ожидается. Грабители выбили все не ограбленные. Погода не должна изменить наши планы. По крайней мере, прогноз благоприятен.
Приступили к доследованию северо-западной башни 3 ранней цитадели городища Артезиан. Пришлось разобрать остатки нависающего над башней фундамента полуподвала 5, который мог обрушиться на рабочих. Справились с этим быстро. Проблемы появились позже, когда дошли до уровня строительного котлована башни. Его суглинистое заполнение настолько пропиталось водой, что копать его было очень сложно.
Досыпка перехода через северную балку продолжается. Пока это единственный переход. Остальные погребены селевыми потоками.
Студентка истфака МПГУ А., упоённо возившая тачки при возведении моста, погружена в освоение тахеометра. Кто знает, может у нас начинает свой путь будущий начальник экспедиции. В этом нам помогал верный друг и помощник ААЭ Дмитрий Грохольский из минской компании «Кредо-диалог».
Наш бывший артезианец К. выложил страшное видео «раскопок» в одной из новостроек, в которой он играет не последнюю роль. Бульдозерная археология ещё никого не красила. Комментарии К. удручают своей преступной безграмотностью. Жалко памятники, которые, не дай Бог, попадутся под руку «спасательным» землеройным копателям. В ААЭ его этому безобразию не учили.
Коза на свободном выпасе с большим аппетитом объела любимую руководством абрикосу, посаженную в центре лагеря. Коза рискует быть принесённой в жертву аппетиту артезианского коллектива вслед за баранами. Много появилось в этом году удотов, крупных и крепких, с бодрыми хохолками, но без вышиванок. Кривыми клювами без устали зондируют почву вокруг шелковиц, вытаскивая зазевавшихся червячков и личинок. Утомлённые поеданием мошек лягушки лениво прыгают по лагерю. Активность их возрастает к ночи, когда они, преследуя комаров, перескакивают коньки палаток, пугая засыпающих артезианцев. Ежи бросили лагерь. Ушли пастись в степи. Пользуясь безнаказанностью, виноградарские улитки объедают бумажные поверхности в лагере. Особенно пришлись по вкусу эксклюзивные кальки с рисунками и чертежами. Не спасают даже пластиковые папки.
Перед ужином состоялась кубическая артезианская игра: укрепляли переправу битым камнем. Как всегда, ударно отличились кадеты, волонтёры и студентка А.