31 июля 2019 г. Среда.
Душная, липкая жара под небом, закрытым тёмно-синими облаками, окутывает Артезианское урочище вторые сутки. Переносится она плохо. Работается при ней плохо. Труднее всего тем, кто гулял, празднуя посвящение студентов и их отъезд. Среди ветеранов, переживающих беду на тачке и лопате, С.П. Дяде Коле повезло больше, он в здоровой части коллектива.
Студент, радовавшийся всю ночь, благополучному завершению каторжного учебного мероприятия, просыпался вяло, едва шевеля конечностями, собирал палатки, сворачивал спальники, плотно паковал рюкзаки античным керамическим боем, щедро подаренным накануне из сбросов «керамички». Не забыли место и для наград: сувениры с логотипами Фонда Президентских грантов и ААЭ, футболки… Всем миром собирали вещи и палатку студента А., который всю ночь дописывал дневник. Машина уже ждала отвозить в Керчь, а палатка не хотела покидать лагерь. Прокричались последние кричалки, новые археологи, рождённые в муках, отчалили во главе с А.А., оставив о себе хорошую память. Из студенческих дневников готовятся к публикации отдельные перлы, достойные обнародования. Ждите!
Со свистом унеслась в сторона Москвы машине бригадира Бориса, аспиранта МПГУ, которая захватила с собой и Сергея, нашего опытного раскопочного бойца разведок и раскопок. Надеемся, что Борис не будет лететь быстрее скорости звука и доедет благополучно, без поломок. Пересменок продолжается. В лагерь пребывают волонтёры августа.
Коза бродит по студенческому лагерю, доедая брошенные впопыхах вкусности и выросшую между стоявших палаток зелёную травку. Вид у неё странный, немного потерянный, почти профессорский.
Свято место пусто не бывает. Только уехали студенты-историки, ещё не остыли их места в бунгало, как заехали пермские кадеты, которых мы ждали с июня после отбытия первой группы пермской молодёжи. Поставив палатки, кадеты вечером брошены на планировку подъездных дорог к лагерю, разбитых тяжёлой техникой. Завтра у них раскоп!
Сегодня, когда на небесах решается, будет ли дождь в Артезиане или нет, все волонтёрские силы пришлось сконцентрировать на некрополе. Будем его добивать до середины августа. Городище, конечно, бросать никто не собирается. Бригадиры и бригадирши исторического фронта расчищают гробницы, медленно, но верно, всё по графику. Ветер был противный, засыпал некрополь крошкой и пылевыми выбросами с юго-запада-запада. Именно там, на единственно возможном месте, был поставлен самосвал для накопления отработанного грунта.
Но настоящая задача на некрополе проста и ясна, альтернативы не имеет: удалить весь балластный грунт, выйти на материковый горизонт, расчистить и зафиксировать все найденные объекты.