5 июля
5 июля 2019 г. Пятница.
Вчерашнее ненастье не собралось. Ограничилось облаками, духотой и ветром с запада. С востока над раскопом зависала громада кучевого облака, нижняя часть которого сливалась с сизыми дымами гигантского степного пожара. Началось. Август пришёл, хотя на дворе только начало июля. Жара около 37 градусов. Степь ещё цветёт, но уже горит. Стрелы жёлтой мальвы украшают ставшими сухими бурьяны и колючки. Розовая акация, усеянная медовыми гроздьями цветов, обволакивает лагерь ароматами. Студенческая и пионерская поляны забиты полностью. Сплошные палатки и растяжки. Волонтёрская территория ещё заполнена не вся. Экспедиционная коза, упрятанная в тени, угощается молодой морковкой и капусткой, возлежит на свежескошенной зелёной травке. Очень вовремя наша экспедиционная коса отремонтирована. Спасибо друзьям из «Атланта»!
Гром тачек и инструмента за некоторое время до подъёма – наглядное свидетельство предельной собранности кадетской организации. Когда расслабленные изобилием лишнего знания студенты и наивные, только идущие к нему, пионеры, бросаются к стойке с инструментом, их ждёт невероятное разочарование. Лучшее элитное археологическое вооружение опять ушло в крепкие руки пермяков. Конкуренции в живом виде. Кто не проснулся, тот опоздал.
На раскопе очень неплохие результаты выдаёт на гора бригада студента П., работающая на исследовании зольных сбросов в оборонительный ров поздней цитадели. Ямные пятна, которые фиксируются в процессе работы, маркируют жилой горизонт конца первого-начала второго века, времени боспорского царя Савромата I.
Остальные бригады вычищают жилые горизонты первого века до нашей эры, выявляют забутовки хозяйственных ям этого периода и начинают выборку их заполнения.
Фантастические результаты получились в ходе расчистки караульного помещения западнее башни 3 поздней цитадели. Оказалось, что вымостка, которая была принята за его пол, появилась раньше и закрывала пространство между башнями 3 и ещё не раскопанной башней 4, расположенной восточнее от неё. Только через некоторое время, когда камни вымостки перекрыл тонкий слой утоптанного серо-коричневого грунта, была построена стена 217, которая отгораживала караульное помещения с востока. Одним словом, «караулка» не была предусмотрена в первоначальном проекте крепости середины первого века нашей эры, а появилась позднее, скорее всего, через одно-два десятилетия. Но монет пока с вымостки нет, поэтому её датировка под вопросом. По этой причине, не исключена первоначальная версия, что вымостка и слои, с ней связанные, относится к периоду к более раннему периоду. Нельзя исключить, что стены поздней цитадели прорезают вымостку и стены с ней связанные. Собственно, работы на данном участке северной прирезки призваны эту проблему решить. Этим занимается бригада студента Е. с приданными волонтёрами и пионерами.
На некрополе начались работы по зарисовке стратиграфии бортов и бровок, после чего бровки будут разобраны и приступят к расчистке выявленных гробниц, из которых не осталось ни одной целой. Все они были ограблены в украинский период. Комплексная сводная бригада кадетов во главе с ветераном ААЭ Никитой и студентом В.
Вчера сломалась «Газель», где-то пробивает проводка, горят предохранители. Проблема посещения моря легла на плечи местных маршруток, которые приходится брать после раскопа дружным штурмом. Благо, плотный обед позволяет найти новые силы. Ближе к обеду, когда была проведена операция по удалению всего лишнего из проводки, наша синяя антилопа ожила. Остаётся заменить только сгоревшие клеммы.
Архитекторы начертили профили бортов квадратов некрополя. Теперь можно прирезать новую площадь и разобрать бровки.
Уехали волонтёры Сергей Евгеньевич и его сын Иван. Славно потрудились. Раскрыли несколько античных ям до материкового дна. Заслужили футболки, магниты и сертификат участников раскопок ААЭ.
После ухода новичков остаются на раскопке десятки забытых лопат и зачисточного инструмента. Начинаем с этим явлением борьбу. Есть надежда на победу.
Четвёртый полоз большого размера, очень упитанный, ушел в античное «небытие»: переселен из лагеря на некрополь. Пусть там ловит сусликов, а не уничтожает птенцов сорокопутов.