29 июня
Полный штиль. На земле и в небесах тишина. Облака огромные, кучевые, сине-белыми громадами стоят недвижимо в высоте бездонного неба. Народ сонно, спотыкаясь, сползается к центру лагеря, гремя кандалами тачек. Птицы, громко орущие на деревьях, гораздо бодрее. Что делать!? Конец недели, силы на исходе.Пионер И., впервые в жизни дойдя до дна ямы, испытал невероятный восторг финала трудовой деятельности. Не знал, что древние греки вместе с руководством экспедиции приготовило новое испытание: забитую камнем очередную яму.
К 8 утра поднялся сильный западный ветер. Очень холодный. Румб его необычен для июня. Утепляемся и трудимся. «Ямникам» проще всего. В глубине не задувает. Работы идут полным ходом по изучению ям первого века до н. э., караульного помещения середины первого века нашей эры, заполнения оборонительного рва поздней цитадели I–II вв., прорезанного позднеантичными ямами. Кроме того, отдельная бригада О. Леонида исследует участок нивелировочного слоя и пожарища 46/47 гг. Не сказать, чтобы находки были выдающимися, но количество постепенно переходит в качество. Участок становится более понятным и интересным. Студенты, будущие бригадиры, постепенно начинают овладевать искусством управления трудовыми раскопочными кадрами. Наука сложная, но очень полезная для будущих начальников экспедиций.
Лучшие представители Пермского кадетского корпуса преимущественно работают на некрополе. Грунт там чудовищный. Очень плотный и усохший. Полно перекопов. Копать трудно. Но под руководством старших горизонтальная и вертикальная зачистка начинают овладевать массами.
Студенты переходят на полное описание раскапываемых объектов. Это новый образовательный горизонт, который открывает большие возможности для будущего карьерного и научного роста в научной и экспедиционной прикладной работе.
В полную силу после приезда Г.В. заработала «керамичка». Пионер Иван управляет керамической девичьей бригадой по отмывке античной керамической тары и обглоданных древними греками и их собаками костей мелкого и крупного рогатого скота. Птичьи кости – редкость. Собаки их сгрызали напрочь. А греки потом ели собак. Круговорот.
Бригада О. Леонида, с честью отработав неделю, отбывает на ближнюю Родину, чтобы вернуться после выходных.
С.П. реанимирует подраненную самолётным пике Зелёную лань, дядя Коля упаковывает сломанный транспортёр, который уезжает в Питер с помощью транспортной компании, к своему создателю Алексу Т., на тотальную реконструкцию. Есть надежда, что получим его к августу. Спасибо Алексею за заботу об экспедиции! Дай Бог ему здравия и долголетия!
Вчера сломалась буханка О. Леонида, на которой прибыла пионерская группа артезианских копателей. Ремонт серьёзный. Поедет завтра утром на сцепке в нижнегорский район. Эвакуацией будет руководить С.И.
После завершения раскопа толпа артезианцев, рабочих и волонтёров, с удочками и садками наперевес отправились дразнить артезианского монстра вылавливанием его мелких потомков.
Двухметровый полоз, пытавшийся разорить гнёзда сорокопутов, благополучно избежал десантирования на раскоп, благодаря невиданному проворству и сноровке.
Со стороны северо-запада, с Азова, вновь надвигается катаклизм. Чёрные тучи и сильнейший ветер его первые вестники. 20 градусов при влажности 60 процентов. Зябко. Ждём рассвета.