18 июня
Тёплые ночи и жаркие дни. Вчера лагерь окутали тучи комаров. Дядя Коля после рыбалки был заживо ими съеден во время чистки рыбы. Спасало дымокурение тлеющего костра и плотная закрытая одежда, не оставляющая кровопийцам ни одного шанса.
Утро прекрасное. Кричат скворцы и дежурные. Первые не успели насытиться, вторые – вынести сытное. Проснувшийся артезианский народ постукивает ложками, как в фильме об одной республике.
Бедные студенты практиканты: во внераскопочное время с них требуют чертежей и описания открытых объектов. Они сопротивляются, как могут, но мало-помалу сдаются. Н.А. ночами начал подкармливать студентов. Думаем, кому это выгодно?
С.П. всё более уходит в недра. По утрам. По вечерам — обдирает Трепетную лань и любовно её подкрашивает бурым суриком. Напомаженные крылья грузовичка с удивлённым выражением фар напоминают подгулявшую красотку после тяжёлой вечеринки: краска есть, но лёгкую помятость и прошедшие года не скрыть.
На некрополе уничтожен мародёрами один из базовых реперов. Это сильно удручило. Для его восстановления придётся ждать середины июля. Справимся, конечно, но проблем создала эта ситуация много. Остался промежуточный репер. Створ есть. Это – главное. Дядя Коля потратил на поиски и вырубку травы полдня. Вернувшийся после выходных егерь А. отправился на поиски других реперов, вооружённый косой.
Сегодня первая лекция для студентов и волонтёров: Объект в археологии и его описание. Сразу после ужина. Нужно и комарикам дать нормально порезвиться.
Находки разные, уже есть первая медная монетка из ямы начала первого века. Несколько граффити. Керамики всё больше. Но до «девятого» вала ещё далеко.
Волонтёры уже объездили в выходные весь Крым: от Западного, с захватом Херсонеса, до всего Восточного. Дороги начали позволяют совершить путешествия быстро, конечно, когда есть собственная машина. В сердце всех путешествий – Артезиан.
Чёрные крупные вóроны облюбовали гигантские горы грунта, насыпанные в прошлом годы в ходе варварских раскопок курганов, южнее лагеря, под руководством Колтухова. Память о том, как нельзя копать. Наглядное топографическое пособие для студентов и Прокуратуры. Студенты видят, прокуратура — нет.
Западнее лагеря на дорогах жируют лисы. Огромное количество съеденной дичи отмечено скоплениями перьев. Фазаны и куропатки – главные жертвы рыжих проныр. Здоровенные вяхири, дикие голуби, восседают на серебристых лохах. Зрелище очень красивое, особенно на фоне багрово-красного заката.
Степь постепенно выцветает и начинает выгорать. Вчера под вечер МЧС на полигоне северо-восточнее лагеря взрывало «эхо войны»: найденные бомбы и боеприпасы. Взрыв был сильнейшим, рыба за несколько километров от сотрясения выпрыгивала из воды. Начался пожар. При сильном северо-восточном ветре заполыхала высоченная трава. Оперативно потушили. Приезжала пожарная машина, трактора. До раскопов и лагеря не дошло, было далеко.
Ближе к ужину пришли не только комары, но и мошка. Наверное, комары сообщили о сладкой жизни в лагере. С ближайшего поля напротив лагеря, где начали косить сегодня хлеба, мошка полетела инфернальными тучами. Завтра день покажет, как будут археологи отмахиваться от полчищ насекомых.