Итоги работ ААЭ за 2018 год
В 2018 г. Артезианская археологическая экспедиция (далее – ААЭ) продолжала планомерные научно-изыскательские работы на территории Ленинского района Республики Крым на основании Открытых листов №№ 439 и 440 от 16 мая 2018 г., выданного на имя Н.И. Винокурова Министерством культуры Российской Федерации.
Археологические раскопки проводились на памятнике республиканского значения городище Артезиан IV вв. до н.э. – IV в. н.э., расположенном в 5 км к востоку от Азовского моря, в 2,5 км к северо-западу от современного поселка Чистополье. Городище исследуется ААЭ с 1988 г. На сегодняшний день это единственный реперный памятник в Восточном Крыму, дающий дату начала активного военного проникновения Римской империи на территорию Боспорского государства. Здесь был открыт мощный слой пожара времени боспоро-римской войны 44/45–49 гг. Его изучение было приоритетной задачей экспедиции на протяжении 2003–2017 гг., так как этот слой активно разграбливается мародерами. На некрополе Артезиан, где темпы грабительских работ были не столь высоки, раскопочные работы в отчетном полевом сезоне проводились в его юго-западной части, где благодаря поддержке Фонда Президентских грантов была успешно проведена широкомасштабная разведка на площади более 3 га, размечено 20 шурфов, общей площадью в пределах 40 кв.м. На этом участке впервые за 32 года археологических работ открыт грунтовый средневековый могильник, четыре погребения из которого, попавшие в пределы площади шурфов, полностью раскопаны.
На городище Артезиан в 2018 г. раскопки на основании Открытого листа № 440 от 16.05.2018 г., затрагивали центральную часть памятника – на раскопе III – на площади около 800 м2.
Главными объектами исследования в 2018 г. являлись строительные остатки ранней цитадели, погибшей в ходе боспоро-римской войны 44/45–49 гг., квартал застройки, примыкавшей к ней с севера, а также – остатки помещений северного блока поздней цитадели. Основной задачей текущего полевого сезона было доследование траншеи выборки западной крепостной стены 78.1 ранней цитадели (ТВ-194), заполненной строительным мусором и переотложенным слоем пожара 46/47 г. н.э., а также уточнение хронологических рамок и интерпретация полуподвальных хранилищ, расположенных севернее и западнее ранней цитадели, продолжение изучения строительных остатков башни 3 и контрофорса поздней цитадели. В ходе работ были вскрыты слои античного времени и спряженные с ними строительные остатки, преимущественно первого – четвертого веков нашей эры. Мощность исследованного культурного слоя достигала 0,15–3,70 м, до материка изучена площадь около 100 кв. м.
Во время работ были законсервированы отработанным грунтом траншея выборки и фундаменты стены 194, включая фундаменты северо-восточной башни, которая была выстроена по створу стены, а также фундамент северной центральной (проездной) башни, который был выявлен в 2016–2017 гг. Фундамент северо-западной башни, единственной, выступающей за внешнюю линию стены, не засыпался, так как планируется его доследовать с севера в 2019 г. Благодаря раскопочным работам 2018 г., значительно скорректировалось представление о конструкции ранней цитадели крепости Митридата III. Северная крепостная стена сохранилась в длину до 10 м. Её ширина достигала 2,70 м, высота – до 3,35 м (6 вертикальных ряда больших квадров желтого и белого ракушечника). Для перевязки горизонтальных слоев квадровой кладки использовались орфостатно установленные плиты, высеченные из плотного серого и белого известняка). В фундаменте стены применялись отдельные крупные квадры, длиной до 1,24 м и 1,64 м. Нижний ярус квадров был положен на крупный и средний бутовый камень, пролитый темно-коричневой глиной с гумусными прослойками и отдельными фрагментами соленов и калиптеров местного производства.
На поверхности некоторых квадров остались следы белого двухслойного известкового раствора, толщиной до 0,05 м. Это были не остатки разобранных более ранних виноделен, а, скорее всего, какого-то храма или большого общественного здания. Не случайным в этой связи представляются найденные ранее в строительной траншее 194 обломки архитектурных деталей от карнизов ионического ордера.
Кардинальным образом изменилось представление о фортификации ранней цитадели. В настоящий момент достаточно доказательств, что цитадель не только имела с южной стороны полукруглый бастион, но еще и три северных прямоугольных башни. Северо-западная башня выступала за линию стены, две других, центральная и северо-западная, расположенные близко друг другу, по линии стены, могли контролировать основной проезд в крепость.
В заполнении ТВ-78.1 расчищены пласты переотложенного пожара, в котором найдены поврежденными огнем остатки бытовой утвари, керамики, оружия, орудий труда, кальцинированных останков людей и животных, зерна сгоревшей пшеницы, угли от дубовых балок, остатки обугленных кож и толстых канатов, сплетенных из растительного волокна. Встречались здесь находки целых и распавшихся на части терракотовых фигурок, украшений, металлических изделий (прогоревшие детали оковок, петель и замков ларцов и шкатулок, сильно коррозированные обломки орудий труда и предметов вооружения), осколки оплавленных стеклянных сосудов, остатки женских украшений и металлических деталей одежды, нумизматические находки, не выходившие за пределы даты гибели крепости: 46/47 гг. н. э.
В квартале застройки, примыкавшей к цитадели с севера, был полностью доследован полуподвал 4 с вкопанными на разную глубину пифосами, открытый в 2015 г. Полуподвал 4 разрушен до гибели крепости в момент первого вражеского штурма, время которого укладывается в узкий промежуток 45–46/47 гг. Руины полуподвала перекрыты углисто-черным слоем пожара 2, незначительной мощности. В горелом слое сохранились остатки сгоревшей крыши с камышовым покрытием, остатки тонких прутьев от плетней, угли от балок, большое количество морских галек, околотых и пережженных. Все гальки обнаружены снаружи крепостной стены ранней цитадели. Они, очевидно, использовались в качестве метательных снарядов штурмующими. Важно отметить, что пифосы из хранилища 4 были извлечены до пожара. Ямы были заполнены слоем горения. На месте остались только те сосуды, которые лопнули при неосторожном выкапывании.
Северо-западный полуподвал 5, примыкавший к крепостной стен 194 с севера, был сооружен после пожара 2, так как его стены прорезали горелый слой и располагались поверх выбранной северо-западной башни. Возможно, полуподвал 5 появился позднее гибели ранней цитадели, незадолго до разборки её стен.
На руинах ранней цитадели при царе Котисе I (45–63 гг. н. э.) была построена новая крепость с выступающими прямоугольными башнями. Одна из них – центральная северная башня 3, котлован выборки которой исследовался два полевых сезона, доследовалась в этом году. От неё осталось невыбранными квадры фундамента, отчасти сохранившие порядок кладки, мало отличный от раскопанных ранее башен 1 и 2. Размер башни не менее: 6,60х7,30 м. Глубина котлована более 1,89 м. От башни к западу и востоку отходила траншея выборки северной крепостной стены 69, в западной части которой уцелели 4 больших квадра от южного фасада, выложенных на постелистых сторонах по тычковой схеме на желтой глине. На квадрах стен и башни 3 выявлены остатки белого агломераторового раствора, который встречался и на квадрах ранней цитадели.
В процессе раскопок в северной части раскопа III раскапывалось продолжение подпорной стены 65/66 – контрофоса 209, построенного при царе Савромате I во время реконструкции поздней цитадели. Контрофорс повторял контур стен и башен крепости и частично перекрывал полузасыпанный к тому времени оборонительный ров. Он сооружен из больших квадров и блоков, сложенных пирамидально, насухо, по однолицевой постелистой ложковой системе, однослойной, однорядной схеме.
В пределы раскопа попало несколько десятков хозяйственных ям и ям из-под пифосов, которые были выкопаны в период бытования помещений северного блока, построенных между северной крепостной стеной 69 и продольной перегородкой – стеной 179/189.
Поздняя цитадель после землетрясения второй половины – конца III в. н. э. постепенно забрасывается, останцы ее стен стали использоваться для обычной жилой застройки, что предопределило правильную планировку поздних кварталов городища. С позднеантичными постройками связана целая серия ям от вкопанных сосудов и большие ямы грушевидной или колоколовидной в разрезе формы, имевшие сложенные из камня горловины. В них хранилось зерно: пшеница, ячмень, просо. Их глубина достигала 3–6 метров.
На базе ААЭ успешно проведены археологическая практика студентов МПГУ. Благодаря помощи специалистов из компании «Кредо-диалог» были подготовлены два сотрудника ААЭ для геодезической работы на электронном тахеометре. Во время работы продолжалась апробация передовых ГИС-технологий на городище и некрополе Артезиан, включая прилегающие к памятнику пространства, на площади около 147 га, которые вошли в территорию историко-культурного заповедника «Урочище Артезиан в Крымском Приазовье» в рамках Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. С помощью навигационных систем была восстановлена сеть реперов. Новые опорные пункты, необходимые для чертежных и привязочных работ, были забетонированы. Специалистами компании «Кредо-диалог» полностью сделали цифровую ГИС-модель Артезиана, городища и некрополя.
Работы текущего полевого сезона позволили получить новые источниковые данные по истории фортификации городища Артезиан. Находка остатков фундамента северной крепостной стены ранней цитадели очень важна для реконструкции ранней цитадели. Все обнаруженные в процессе работы ААЭ находки сданы в Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник.
Кроме того, на южном склоне урочища Артезиан проводились археологические разведки с правом шурфования на основании Открытого листа №439 в пределах территории Центрально-Салынского месторождения песков. В ходе разведок были обнаружены и готовятся к постановке на госучет новые памятники археологии: средневековый юго-западный некрополь городища Артезиан и средневековое поселение Сторожевая башня.
В 2018 году ростовскими (В. Г. Бездудный) и саратовским специалистов OOO «ЦРСП» совместно с ААЭ были проведены детальные геофизические и археологические обследования земельных участков, предусмотренных под объект «Карьер по добыче песка на месторождении Центрально-Салынский» в Ленинском районе Республики Крым: общей площадью до 120 га. Археологические обследования или научный плановый характер и проводились на основании Открытого листа № 439 от 16.05.2018 г., выданного на имя Винокурова Н.И. Минкультом РФ.
В ходе разведок, а также выполненных георадарчных и геомагнитных исследований, были определены параметры выявленных объектов, уточняется их описание, местоположение и установлены границы территории памятников, готовятся для направления в Госкомитет карты учета объектов культурного наследия. Тем самым было установлено наличие археологического обременения на данной территории и необходимость полного запрета на проведение карьерных разработок, так как выявленные памятники археологии требуют не только проведения дополнительных разведочных работ, но и широкомасштабных археологических раскопок за счет потенциального разработчика.