2 июля
Началась острая конкурентная борьба за лучший инструмент. Артезианский народ, уже опытный в археологических битвах, начал понимать радость работы. До подъёма, ещё в темноте, из стойки шанцевого инструмента отбираются самые удобные лопаты и кирки. Аналогично происходит и с тачечным транспортом. Но самые продвинутые просто спят с подписанным именным инструментом, который хранят в своих палатках. Начальство с этим явлением борется, но тайно поощряет.
Тепло. Днём за 30 градусов. Ночью до 20-ти. Весь лагерь купается в ароматах розовой акации. Она в третий раз вся в цвету. Удивительное зрелище, вызывающее восхищение.
Колокол ААЭ с надписью «Иерусалим» исправлен. Звонит красиво. Но дежурные в силу привычки долбят в старый разбитый умывальник советского образца, перевёрнутый на 180 и подвешенный к шелковице. Он рождает странный, противный звук. С.И. его почему-то любит. Эта любовь загадочна и мистична.
На раскопах пионерский гомон. Пионеры из Алушты второй год подряд штурмуют с лозунгом «За ВДВ!» культурный слой Артезиана. Среди них есть и опытные бойцы, которые выступают наставниками младших. Участками командуют обученные бригадиры из студентов, прошедших неплохую жизненную школу. В первый день нормального горизонта не получилось. Но находки начали радовать. Оправдалось полностью предположение о ритуальном характере комплекса с целыми костями крупного и мелкого рогатого скота в зольной траншеи, выкопанной в заполнении позднего оборонительного рва. Там расчищен стараниями студента Е. и дяди Коли, пришедшего на выручку, хтоническая жертва целого барашка или козлёнка, черепа жеребёнка, костей КРС, черепа собаки… Рядом в одном горизонте вкопанные ножки амфор. Чертёжники были срочно переброшены на новый участок, некрополь их пока не дождался. Хотя там уже пора фиксировать бровки, сносить их и объединять участок в единый, так как вышли по всей площади на уровень погребальных структур рубежа эры, к сожалению, полностью разграбленных.
Сегодня приезжают ближе к вечеру студенты истфака МПГУ. Основная практика. Почти два десятка даровитых и пытливых. Сразу «керамичка» почувствует увеличение объёмов работ. Вздрогнут и художественные кадры. Июль в ААЭ пиковый. Дойдём сразу до двух сотен человек в середине месяца. Это близкий к рекордному 1992 году, когда экспедиция достигла своего максимума и была в поле больше шести месяцев.
Ближе к 17.00 в лагерь заехала массовка практикантов-историков МПГУ во главе с к.и.н. А.А. Поляна для студентов и пионеров сразу стала тесной. Один робкий юноша, бывший в ААЭ в прошлом году, спрашивал встречных, помнят ли они его. Помнят! Помнят даже камни городища, на которых он восседал во время работы. Одна девушка из МПГУ проспала, опоздав на поезд. Догоняет упущенное время на самолёте. Здоровый сон и здоровые аппетит украшают экспедицию новыми историями.
Благодаря благотворителю из Керчи Э.Ю., экспедиция с досками, дровами, трубами для дренажа, фасадной краской и многими другими важными приобретениями. Завтра отправляем в Питер сломанный транспортёр 2. Отвезли сегодня его в Чистополье на «ЗИЛе-131». Обратно на нём доставили новую бочку на 5 куб. м, так как водных запасов на 12 кубов на день уже не хватает. Больше 100 человек – реальность ААЭ сегодняшнего дня. Похоже вся Россия двинулась в Артезиан. Копать, так копать!